Skip to Content

Правильное грудное вскармливание и начало прикорма

Версия для печатиВерсия для печатиОтправь ссылку другуОтправь ссылку другу
0
Ваша оценка: Нет
Правильное грудное вскармливание и начало прикорма

С появлением ребенка, у мамы возникает множество вопросов. В то время как от спокойствия мамы во многом зависит здоровье младенца и его развитие. Испокон веков грудное вскармливание было общим для всех народов и не вызывало сомнения. В XX веке технический прогресс принес и новую моду - кормить ребенка из бутылочки. А это, в свою очередь, увеличило количество проблем, с которыми сталкиваются молодые родители.

Доверяя природе

Так уж повелось, что грудное вскармливание - это естественный процесс, который заложила сама природа. И если принять этот факт и не поддаваться модным тенденциям и непонятным веяниям, то удастся избежать множества проблем. Материнское молоко имеет неповторимый индивидуальный состав - это непросто набор белков, жиров и углеводов. Каждый компонент молока удивительно точно подобран и отвечает требованиям ребенка в конкретный момент его развития.

Преимущества грудного вскармливания

  • Наиболее сбалансированный и подходящий ребенку количественный и качественный подбор аминокислот, протеинов, лактозы и жировых компонентов, обеспечивающих легкое усвоение пищи.
  • Необходимые ферменты, в том числе липаза для расщепления жиров, амилаза для расщепления углеводов.
  • Достаточное содержание витаминов и микроэлементов, в том числе витамина К, предотвращающего развитие кровотечения у новорожденного. Оптимальное сочетание макроэлементов и витаминов, Обеспечивающих их максимальное усвоение (например, витамин Д, кальций и фосфор).
  • Гормоны, факторы роста, которые не только контролируют обмен веществ, но и активируют созревание Собственных клеток новорожденного.
  • Достаточное количество воды, обеспечивающего потребности малыша даже в жаркую и сухую погоду.

Грудное молоко обеспечивает уникальную защиту ребенка от инфекции и аллергии, потому что содержит:

  • живые лейкоциты, лимфоциты и макрофаги, а также лизоцим, обладающий бактерицидным эффектом;
  • иммуноглобулины, предохраняющие ребенка от инфекции и компенсирующие неполноценность его иммунитета;
  • бифидус-фактор, стимулирующий рост в кишечнике ребенка лактобактерий, а также противодействующий заселению кишечника патогенной флорой;
  • лактоферрин, связывающий железо, а также способный предотвратить рост бактерий, утилизирующих железо.

Таким образом, грудное молоко помогает защитить ребенка от инфекции сразу, но входящие в него факторы роста помогают созреть и иммунной системе ребенка, тем самым позволяя детскому организму научиться правильно и вовремя отвечать на инородные антигены.

Как стать мамой

Беременность и роды иногда настолько изматывают женщину, что кажется, у нее уже нет сил насладиться материнством. Раннее прикладывание к груди в родильном зале, помогает и маме и ребенку быстрее пережить этот стресс. Для ребенка - это возможность почувствовать себя защищенным и накормленным. Биение маминого сердца, ощущаемое через грудную клетку, напоминает ему прошедшие девять месяцев. Такие дети вырастают эмоционально более спокойными. Во время раннего прикладывания к груди мама тоже успокаивается, при этом у нее вырабатывается гормон окситоцин, помогающий матке быстрее сократиться. В этот момент - в первый момент контакта мамы и малыша - перебрасывается крепкий мостик между ними. Женщина познает инстинкт материнства. Мамы, кормящие грудью, реже оставляют своих детей без присмотра, проявляют большую заботу о них.

По результатам научных исследований в психомоторном развитии детей, находящихся на естественном и искусственном вскармливании, были выявлены значительные различия. Для детей, находящихся на естественном вскармливании, характерно сохранение общего порядка появления моторных навыков, более выражена тенденция к всевозможной компенсации проблем, возникающих в период новорожденности. Развитие эмоциональной сферы было гармоничным и своевременным. В развитии же детей, находящихся на искусственном вскармливании, отмечался разлад в этапах формирования психомоторных навыков, а также в установлении эмоционального контакта, что отражается в позднем формировании "комплекса оживления".

"Комплекс оживления" представляет особую эмоционально-двигательную реакцию ребенка, обращенную к взрослому. Ребенок сосредоточивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Появление "комплекса оживления" свидетельствует о переходе ребенка на новый этап развития - младенчество. Он очень важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе и всего психического развития. Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром, поэтому первые месяцы жизни все внимание малыша направлено на окружающих его людей, и в этот момент наибольшее количество времени ему необходимо проводить с мамой, в том числе и в момент кормления.

Принципы успешного грудного вскармливания

Организацией ВОЗ/ЮНИСЕФ было выработано десять принципов успешного грудного вскармливания, основа которого закладывается в родильных домах и больницах по уходу за новорожденными. Некоторые правила касаются непосредственно политики, проводимой в этих учреждениях, а некоторые необходимо знать и мамам:

  1. Обеспечить раннее прикладывание к груди в первые полчаса после родов.
  2. Помочь в налаживании лактации даже если ребенок временно отлучен от груди (находится в палатах интенсивной терапии или имеет временные противопоказания).
  3. Обеспечить правильное прикладывание к груди с целью сохранения лактации.
  4. Не давать новорожденным иной пищи или питья, кроме грудного молока за исключением строгих медицинских показаний для этого.
  5. Практиковать круглосуточное совместное нахождение матери и новорожденного
  6. Поощрять грудное вскармливание по требованию.
  7. Не давать новорожденным соски, пустышки и т. п. средства, имитирующие грудь.
  8. Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из больницы.

Таким образом, персонал родильных домов и больниц по выхаживанию новорожденных в целом должен помогать маме организовать и наладить грудное вскармливание ребенка еще до их выписки. Зная это, каждая мама, оказавшись в послеродовой палате может и должна без стеснения обратиться за помощью к мед. персоналу. Ведь наладив лактацию и научившись правильно прикладывать ребенка к груди в самом начале, ей удастся избежать потом множества проблем, таких как трещины сосков, лактостаз и т. п.

Кормление маловесных детей

Количество рожденных детей с низкой массой тела достаточно велико, особенно в развивающихся странах. Эти дети имеют повышенные особые пищевые потребности, обусловленные высоким темпом роста и незрелостью развития. Такие дети с одной стороны чувствительные к дефициту энергии, с другой стороны - у них быстро возникают проблемы, связанные с недостаточностью ферментных систем, расщепляющих белки и жиры. Кроме того, у недоношенных детей могут быть недостаточно развиты сосательный и глотательный рефлексы, объем желудка у них настолько мал, что малейшее его переполнение может привести к затруднению работы легких. Но и здесь, стоит довериться природе: грудное молоко преждевременно родивших женщин отличается по своему составу от молока женщин, родивших в срок. В нем больше белка, солей, магния, железа. Поэтому дети старше 35 недель гестации должны получать грудное молоко. 32-35 - недельные дети могут получать грудное материнское молоко через зонд, пока у них не сформируются рефлексы.

Таким образом, природа сама находит пути решения, если вдруг что-то идет не по плану. Маме только стоит довериться ей.

Помочь восполнить энергетический дефицит новорожденным, особенно детям с низкой массой тела при рождении помогут дополнительные источники левокарнитима. Нарушения энергетического обмена и карнитиновый дефицит значительно усугубляются в случае недоношенности, повреждения нервной системы, дыхательных расстройств, сердечно-сосудистой недостаточности, анемии и гипербилирубинемии. Поступление левокорнитина в организм грудным детей происходит с молоком матери, при этом его синтез в организме минимален -без карнитина у детей на первом году жизни важнейшие функции организма будут нарушены и, как отмечают различные исследования повышается тенденция роста заболеваемости и снижение, жизнеспособности. Поэтому и маме и малышу нужны дополнительные источники карнитина.

Восполняя дефицит энергетического обмена карнитин стимулирует рост и развитие клеток организма, дети, получающие карнитин быстрее и легче набирают вес, меньше болеют и быстрее адаптируются к внеутробным условиям.

Мама, хочу кушать

Настроившись на грудное вскармливание, и посвятив первые месяцы уходу за ребенком, мамы очень скоро наслаждаются плодами своих успехов. Это выражается в том, что уже к полугоду Вы имеет здорового крепкого малыша. Если в первые полгода для ребенка грудное молоко - это единственный источник питания, то дети старшого возраста нуждаются yже в постепенном расширении рациона. Как же определить достиг ли Ваш малыш этой потребности?

Внимательная и наблюдательная мама сама заметит, когда нужно начинать подкармливать кроху. Ведь и здесь природа опередила и врачей и книжки. Формирование психомоторных навыков, т. е. умение ребенка удерживать спинку (находиться в сидячем положении), умение захватывать руками предметы (например, ложку), появление первых зубов и самое главное, появление интереса к другому питанию.

Педагогический прикорм

На этом обязательном условии строятся принципы педагогического прикорма. Это не какая-то определенная схема введения прикорма а скорее общие рекомендации Находясь во время семейной трапезы рядом с родителями, ребенок может заинтересоваться - а что это они кушают? Можно предлагать ему одно блюдо в микродозе (несколько капелек, крошечный кусочек на кончике ложки). Постепенно вкус ребенка будет расширяться, так он перепробует все "семейные" блюда и научится обедать вместе со всеми. Это так называемый педагогический "обучающий" прикорм. Таким образом, как правило, с питанием детей не будет проблем, не надо будет их уговаривать скушай "за маму, за папу".

Схема введения прикорма

К сожалению, на сегодняшний момент сторонников той или иной схемы введения прикорма, как и самих схем много. Здесь, главное не переборщить. Стоит слушать свое сердце и свой инстинкт матери.

Кроме того, необходимо знать некоторые особенности желудочно-кишечного тракта ребенка. Я имею в виду, что любое блюдо должны быть "на пользу", а для этого организм должен быть готов к перевариванию и усвоению всех компонентов этого блюда.

Ферментные системы ЖКТ, долго остаются незрелыми, первые полгода все направлено на переваривание жидкого грудного молока, содержащего определенный белково-жировой-углеводный состав. Недостаточное переваривание и усвоение белков, может привести к развитию аллергии.

Начинать прикорм лучше не раньше 4-6 месяцев, в зависимости от потребностей ребенка. В настоящее время тяжело найти абсолютно здоровых детей, и в период младенчества у них возникают те или иные проблемы.

Если ребенок плохо набирает в весе, то можно попробовать подкармливать его кашками. Это должны быть безмолочные каши монозерновые на основе безглютеновых круп и не содержащие сахара (гречневая, рисовая, кукурузная). Разводить каши можно водой или сцеженным грудным молоком.

В большинстве случаев, особенно если ребенок страдает запорами, прикорм лучше начинать с овощей. Правила те же: один продукт белого или зеленого цвета постепенно вводится в течение недели-двух до нужного объема (100-150 г), потом уже можно добавлять второй овощ и так далее. Среди овощей лучше выбирать продукты своего региона (в Москве это кабачки, картофель, зеленый горошек и брокколи, позже цветная и белокочанная капуста, морковка).

Мясо вводят не раньше 7-8 месяцев. А вот в отношении остальных продуктов стоит решать индивидуально. Если у ребенка аллергия, то фруктовые соки, яйца, рыбу и молоко не стоит предлагать ему раньше года.

Постепенно расширяя рацион ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, к 1,5-2 годам ребенок уже вполне может питаться за общим столом.

Хочу, как взрослый

Введение прикорма - это не только обеспечение растущего организма новыми источниками энергии, витаминами и микроэлементами. Введение прикорма должно отвечать потребностям ребенка на новом этапе познавания мира. Ведь ребенок второго полугодия жизни уже выходит за пределы детской кроватки. Формирование первых навыков ползания, само ползание и наконец, переход к вертикальному положению тела и ходьбе -это правильные и неизбежные этапы психомоторного развития ребенка, позволяющие малышу открывать для себя новый, удивительный окружающий мир. Но, именно в этот момент, могут "всплыть" его старые проблемы и болезни. Небольшая гипоксия (недостаток кислорода) во время беременности или родов, могут привести к развитию гипоксически-ишемического поражения головного мозга, другими словами к перинатальной энцефалопатии (ПЭП). Дети, находящиеся на грудном вскармливании быстрее выходят из этого состояния, но иногда сохраняются невидимые сразу изменения, например, неадекватная реакция ребенка на стресс. Во втором полугодии на фоне активного формирования психомоторных навыков у ребенка отмечается и всплеск формирования высшей нервной деятельности (памяти, мышления, внимания). Ту внешнюю нагрузку, которую испытывает ребенок первого года жизни, не в состоянии перенести ни один взрослый человек. Не всегда ребенок справляется с возросшей психо-эмоциональной нагрузкой, иногда высокими требованиями, проявляемыми родителями к его навыкам и умениям. Ткани головного мозга, испытавшие кислородный голод, могут нуждаться в дополнительных источниках питания, особенно связанными с энергетическим обменом. Поэтому дети второго года жизни могут также нуждаться в левокарнитине, участвующему в цикле кребса (основном поставщике энергии). При выраженных проявлениях цереброастенического синдрома (повышенной усталости, неадекватной реакции на стрессовые раздражители, снижение когнитивных функций - задержки формирования внимания, нарушении памяти) врачи могут рекомендовать курс ноотропов - препаратов, нормализующих процессы тканевого метаболизма в головном мозге.

Таким образом, питание детей первого года жизни это залог не только роста и развития, но и формирования всех систем организма, а также психо-эмоциональной сферы ребенка.

Г.Б. Рогова, педиатр

ВНИМАНИЕ!
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Скачивание файлов доступно только авторизованным пользователям!