Skip to Content

Все тайны энуреза - Недержание мочи, связанное с проблемами в нервной системе

Версия для печатиВерсия для печатиОтправь ссылку другуОтправь ссылку другу
0
Ваша оценка: Нет

Выделяют три уровня регуляции мочеиспускания. Первый уровень, или нижний этаж, составляют: мышца мочевого пузыря - детрузор и «замки» мочевого пузыря, то есть внутренний и наружный сфинктеры. Про них подробно рассказано в главе о проблемах в мочевыделительной системе, повторяться не будем. Отметим только, что для нормального ритма мочеиспусканий необходимо содружественное сокращение детрузора и расслабление сфинктеров при опорожнении мочевого пузыря и наоборот - при удержании мочи.

Второй этаж - это центры регуляции, расположенные в спинном мозге, и периферические нервы. И тут в работу вступает вегетативная нервная система, а именно: ее симпатический и парасимпатический отделы. Симпатический нерв называется подчревным. Он управляет работой детрузора и внутреннего сфинктера. Если он активен, то мочевому пузырю поступает приказ: «Накапливаем мочу!». Детрузор расслабляется, чтобы стенки пузыря могли растягиваться и вмещать больший объем мочи, а сфинктер плотно сжимается, чтобы ее не упускать.

Парасимпатические нервы, участвующие в этом процессе, называются тазовыми и тоже действуют на детрузор и частично на наружный сфинктер. При их возбуждении отдается команда: «Изгоняем мочу!». В этом случае происходит сокращение детрузора и расслабление сфинктера, -мочевой пузырь опорожняется.

Как вы уже знаете, все нервы вегетативной нервной системы работают без контроля сознания, то есть силой воли на их деятельность мы влиять не можем. Но если бы мочевой пузырь подчинялся только им, то при критическом наполнении он бы тут же опорожнялся, несмотря на то, что в этот момент его хозяин мог находиться на важнейшем совещании или у родителей любимой девушки в гостях. Этого, слава богу, не происходит, потому что есть так называемый срамной нерв, который является представителем соматической нервной системы. Именно он регулирует просвет наружного сфинктера, подчиняясь нашей воле, что позволяет контролировать мочеиспускание даже при чрезмерно растянутом мочевом пузыре.

И, наконец, последний этаж - центры мочеиспускания в головном мозге. Они располагаются в нескольких местах, а именно: в продолговатом мозге, гипоталамусе, лобной и теменной долях.

С рождения и до появления полноценной регуляции мочеиспускания каждый из нас проходит несколько этапов созревания. В период новорожденности и до 6 месяцев малыш не соблюдает формальностей, и по мере наполнения мочевого пузыря опорожняет его под себя или в памперс. Начиная с 6 месяцев родители пытаются выработать условный рефлекс на известные всем детские «пись-пись», чтобы затем приучить ребенка к горшку.

До полутора лет ребенок способен задерживать мочу, но еще не способен себя обслужить. В 3 года уже почти все дети осознанно управляют актом мочеиспускания, а в 6 лет они в состоянии опорожнять мочевой пузырь по желанию, независимо от степени его наполненности. Хочется отметить, что формирование навыков опрятности, то есть пользование горшком, туалетной бумагой и т. п., происходит в индивидуальном темпе, в тесной взаимосвязи с социально-бытовыми условиями жизни ребенка.

Виды нейрогенного недержания мочи

Вот мы, наконец-то, и добрались до классификации видов недержания мочи, вызванного проблемами в нервной системе. Но для начала предлагаем вернуться на несколько страниц назад, к таблице для определенна причины энуреза. В ней представлена схема причин недержания мочи у детей. В этой схеме целый блок отведен нервной системе. Напомним, что примерно в 50-60% случаев энурез у детишек связан именно с патологией в нервной системе!

Причины энуреза

Итак, выделяют:

  • энурез, связанный со сбоем в регулирующих центрах спинного мозга;
  • энурез, вызванный сбоем в регулирующих центрах головного мозга;
  • энурез как проявление ночного приступа эпилепсии.

Энурез, вызванный сбоем в регулирующих центрах спинного мозга

Какие же изменения в спинном мозге могут вызвать энурез?

1. Нарушения структуры спинальных центров, такие как:

Тяжелые врожденные пороки развития спинного мозга и позвоночника. Прежде всего, к ним относят спинномозговую грыжу. Ее обнаруживают сразу же после рождения ребенка. Чаще всего грыжа располагается в поясничной области в виде достаточно крупного нароста. Спинномозговая грыжа - это выпадение оболочек и части спинного мозга через дефект в поясничных и крестцовых позвонках. При этом происходит ущемление самого спинного мозга или сосудов, его питающих, в результате чего центры регуляции мочеиспускания начинают «голодать» и не могут полноценно выполнять свою управленческую работу, а у малыша возникают проблемы с мочеиспусканием.

В поясничном отделе спинного мозга находятся представительства не только мочевого пузыря, но и двигательные, и чувствительные центры нижних конечностей. Потому недержание мочи у таких малышей сопровождается нарушением чувствительности и, что более заметно, слабостью или полным отсутствием движений ног (парезы и параличи соответственно). Такой ребенок еще в родильном доме в срочном порядке осматривается нейрохирургами и чаще всего подвергается оперативному лечению, результаты которого, к сожалению, не всегда соответствуют ожиданиям врачей и родителей. Ведь помимо «золотых рук» хирурга на исход операции в значительной мере влияют размеры грыжи и степень повреждения спинного мозга.

Другой порок развития - соединительнотканный шип, разделяющий спинной мозг на две части. В процессе роста ребенка он фиксирует спинной мозг в позвоночном канале и не дает ему смещаться вверх. Под действием натяжения происходит повреждение спинальных центров, что и приводит к недержанию мочи. Данное состояние также требует оперативного вмешательства.

Что касается пороков развития костной системы, или, по-умному, остеодисплазий, таких как добавочные позвонки, сращение позвонков в общий конгломерат, неполное сращение дужек позвонков, то они не являются прямой причиной энуреза. Скорее это своего рода «маркеры», указывающие на нарушения в закладке и развитии органов и систем. Другими словами, у детей с пороками развития позвоночника надо искать дефекты в других системах, в том числе и в мочевыделительной или нервной, которые и могут стать истинными причинами недержания.

Врожденные и приобретенные инфекции, повреждающие спинной мозг. При инфекции на фоне тяжелого состояния ребенка, обусловленного общей интоксикацией организма - лихорадкой, слабостью, сонливостью, головной болью, - имеются грубые нарушения в чувствительной и двигательной сферах. Эти несчастные дети являются пациентами палат интенсивной терапии и инфекционных отделений.

Травматическое повреждение спинного мозга. Дети - неугомонные создания. Им все всегда интересно и они практически ничего не боятся, так как не задумываются о возможных последствиях своего «бесстрашия». Именно поэтому они нередко попадают под колеса автомобилей, падают с горок и деревьев. В таких случаях довольно часто страдает позвоночник. В результате смещения позвонков травмируется нервная ткань спинного мозга, вплоть до полного его перерыва, и возникает триада клинических проявлений: нарушение чувствительности, парезы или параличи и недержание мочи и кала. Состояние таких детей обычно тяжелое, и над их лечением «ломают голову» нейрохирурги.

2. Нарушение функционирования центров регуляции мочеиспускания в спинном мозге без явных структурных изменений.

Наблюдается примерно в 20-25% случаев детского недержания мочи. Причины данного состояния изучены пока не в полной мере. Медики предполагают наличие нескольких причин: наследственную предрасположенность, нарушение процессов созревания координирующих центров и наличие определенных обстоятельств, провоцирующих развитие заболевания.

По данным скандинавских исследователей, если в детстве энурез был у обоих родителей, риск появления недержания мочи у их детей составляет 77%, а если энурезом страдал лишь один из них - 43%. Сравнительно недавно генетиками были проведены интереснейшие исследования, позволившие выделить «ген энуреза». Он расположен на 12-й хромосоме и его активность в огромной мере зависит от влияния факторов окружающей среды и других генов.

Если говорить о задержке созревания спинальных центров, то тут на первый план выходят:

  • патология беременности: токсикозы, угрозы прерывания, инфекции, обострение хронических заболеваний во время вынашивания малыша, многоплодная беременность;
  • проблемы в родах: обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод, неправильное положение плода, слабость родовой деятельности, кесарево сечение, родовые травмы;
  • проблемы на первом году жизни ребенка - инфекции, пороки развития, травмы.

Пусковым моментом к появлению неврологических проблем может быть острое заболевание (ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, обострение имеющейся хронической патологии, паразитоз), которое приводит к повреждению нервной ткани или задержке ее созревания. Данное повреждение может проявляться в виде нейрогенной дисфункции мочевого пузыря (НДМП). В ее основе лежит дисбаланс в работе сфинктеров и детрузора мочевого пузыря. Основными клиническими симптомами этого состояния являются:

  • нарушение ритма мочеиспусканий в течение суток: урежение или учащение количества мочеиспусканий;
  • изменение характера позыва на мочеиспускание; например, может появиться невозможность терпеть при появлении позыва;
  • дневное и ночное недержание мочи.

По данным разных авторов, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря присутствует примерно у 10% детей, что связано не только с отставанием созревания нервных структур, ответственных за работу мочевого пузыря, но и с большим количеством аномалий развития позвоночника.

Выделяют два вида нейрогенной дисфункции.

Гиперрефлекторная дисфункция мочевого пузыря.

Этот вариант встречается чаще всего. Его возникновение связано с функциональной недостаточностью спинальных центров на поясничном уровне. Данная проблема в регуляции вызывает постоянное повышение тонуса стенок мочевого пузыря, в результате чего даже при незначительном объеме мочи происходит раскрытие сфинктеров и изгнание накопленной порции. Такие дети днем очень часто бегают в туалет, писают очень маленькими объемами и быстрой струей. Часто им кажется, что они очень сильно хотят в туалет, а прибежав к горшку, не получают даже капли мочи. Этот симптом именуется медиками императивными (ложными) позывами на мочеиспускание. Чтобы избавиться от этого неприятного ощущения, многие дети принимают вынужденные позы: сводят бедра, мальчики сжимают головку полового члена руками и т. п.

При гиперрефлексии ребенок может описаться во время кашля, смеха, при подъеме тяжестей, когда резко повышается внутрибрюшное давление, воздействующее на и так маленький, готовый к сокращению мочевой пузырь. За ночь такие дети мочатся по несколько раз. Обмочившись, они обычно сразу просыпаются.

Гипорефлекторная дисфункция мочевого пузыря.

Встречается значительно реже. В ее основе лежит функциональная недостаточность спинальных центров регуляции на уровне крестцового отдела спинного мозга. Это вызывает резкое снижение тонуса стенок мочевого пузыря: они способны растягиваться и накапливать огромное количество мочи, не вызывая у ребенка желания отправиться на горшок. Ребенок писает очень редко, медленно, иногда ему приходится тужиться и нажимать на живот, чтобы продолжить опорожнение мочевого пузыря. Одно мочеиспускание занимает длительное время, моча может выходить несколькими порциями. Общий объем мочи намного больше нормы. Помимо перечисленных симптомов для таких детишек характерно «парадоксальное» недержание, или, проще говоря, выделение мочи по каплям при переполненном мочевом пузыре, причем в любое время суток, в том числе и ночью. Ребенок при этом может даже не просыпаться.

Нейроурология, или две специальности в одной. Так как чаще всего нейрогенная дисфункция мочевого пузыря связана с различными видами поражения спинного мозга, то логично предположить, что это сугубо неврологическая проблема. Но поскольку итогом поражения спинного мозга является нарушение мочеиспускания, то изучением данной проблемы, а в ряде случаев и ее коррекцией, занимаются еще и урологи. Такое «совпадение интересов» привело к возникновению новой отрасли медицины, именуемой нейроурологией.

Энурез, вызванный сбоем в регулирующих центрах головного мозга

Теперь давайте разберемся с головным мозгом. По аналогии со спинным мозгом выделяют:

1. Нарушение структуры головного мозга, вызванное пороками развития, инфекциями, травмами.

Пороки развития. В основном, это грубые врожденные пороки развития головного мозга, затрагивающие центры регуляции мочеиспускания. В данном случае коррекция практически невозможна, и помимо недержания мочи у ребенка имеются многочисленные дефекты как в двигательной и чувствительной сфере, так и в психическом развитии, которые и выходят на первый план. Многие из пороков можно выявить еще на ранних стадиях развития плода с помощью ультразвуковых методов диагностики. И в таких случаях беременная женщина сама решает, сохранять ли ей такую беременность или нет.

Инфекции. Огромный спектр бактерий, вирусов, грибов и внутриклеточных паразитов способен заселить головной мозг. Эти «пришельцы» прекрасно чувствуют себя в нервной ткани и, как следствие, очень продуктивно в ней размножаются. Вторгаясь в толщу мозговых структур, зловредные микроорганизмы «съедают» часть нервных клеток. В результате в головном мозге образуются очаги так называемого некроза, или разрушения нервной ткани. Очаги зачастую сливаются в более крупные образования, воспаляются, постоянно поддерживая инфекционный процесс. Воспаление, локализующееся в тканях головного мозга, в медицинских кругах именуется энцефалитом. При миграции возбудителя на оболочки головного мозга развиваются менингиты и арахноидиты. Без адекватного лечения инфекционный процесс плавно смещается на спинной мозг. Позднее на месте очагов активного воспаления образуются полости или, по-другому, кисты различных размеров, очаги атрофии, то есть замещение нервной ткани на соединительную, или кальцификаты. Ни кисты, ни соединительная ткань, ни кальцификаты не способны выполнять функции нейронов, то есть происходит сбой в нервной регуляции. В зависимости от места расположения очага выпадают те или иные функции, и том числе и функция регулирования процесса мочеиспускания.

Травмы. Черепно-мозговая травма - широко распространенное явление. И хорошо, если все обходится «банальным» сотрясением головного мозга или легким испугом. Но, к сожалению, бывают случаи посерьезнее. При тяжелых черепно-мозговых травмах врачам в первую очередь приходится бороться за жизнь пациента, а уж потом думать о восстановлении движений, чувствительности и функций мочевого пузыря и кишечника.

Дорогие родители, будьте внимательны к своим детям! Лучше предупредить травму, чем потом расхлебывать ее последствия.

2. Нарушение функций центров регуляции головного мозга. К ним относятся:

  • недостаток гормона гипофиза;
  • глубокий сон, или профундосомния;
  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Про «страшное» состояние профундосомнии и синдром гиперактивности с дефицитом внимания мы расскажем вам в следующей главе, а сейчас позвольте сказать несколько слов о недостатке гормона гипофиза, который тоже может стать причиной энуреза.

Гормон гипофиза, о котором сейчас пойдет речь, называется вазопрессином (или антидиуретическим гормоном). Строго говоря, вырабатывается он вовсе не в гипофизе, а в гипоталамусе, отделе промежуточного мозга. Вазопрессин является уникальным физиологическим регулятором выведения воды из организма. При его отсутствии суточный диурез (количество мочи, выделяемой за сутки) человека может достигать 20 литров, тогда как в норме он составляет всего лишь 1,5 литра! Вы только представьте, как бы осложнилась наша жизнь, если бы нам надо было в 20 раз чаще бегать в туалет. Тут уж и на работу, и на отдых не хватило бы времени, все бы тратилось на освобождение собственного мочевого пузыря от лишней жидкости.

Главным стимулом для секреции вазопрессина является изменение состава плазмы крови, а именно: повышение в ней концентрации солей. В результате происходит массивный выброс вазопрессина в кровь.

Интересно, что выработка вазопрессина колеблется в течение суток: в ночное время суток гормон вырабатывается очень активно, а днем в минимальных количествах. Исследование на добровольцах подтвердило, что именно ритмом выработки вазопрессина, или, как еще говорят, циркадным ритмом, обусловлено сниженное мочеобразование в темное время суток, которое составляет примерно половину от дневного.

Установлено, что у некоторых пациентов с недержанием мочи нарушены циркадные ритмы выработки вазопрессина, то есть ночью его количество не повышается, а значит, в мочевой пузырь поступает значительный объем мочи, который и оказывается в итоге на простынях больного. Помимо нарушений в циркадном ритме, могут быть проблемы в рецепторах гипоталамуса, которые должны подавать сигнал о необходимости выработки вазопрессина. Иногда эти рецепторы по каким-то причинам становятся нечувствительными к изменению солевого состава крови и «отлынивают» от своих прямых обязанностей.

Оба этих варианта дисфункции, скорее всего, обусловлены генетическими дефектами. Однако первый вариант более благополучен, так как при нем эффективна заместительная терапия препаратами, содержащими аналоги вазопрессина. А вот дети с «бесчувственными» рецепторами на данное лечение, к сожалению, не реагируют. В этом случае подбираются препараты из других фармакологических групп, например ингибиторы простагландинов.

Установлено, что показатели образования вазопрессина у детей к двенадцати годам обычно приближаются к показателям взрослых, следовательно, нарушение ритма его секреции вполне логично поставить в один ряд с задержкой созревания структур головного мозга.

Этот непонятный диагноз - перинатальная энцефалопатия, или отголоски прошлого

Однажды к нам на прием попала восьмилетняя девочка. При обследовании у нее обнаружились камни в почках. Родители были в панике: «Доктор, откуда? Она ведь маленькая!». Когда мы начали просматривать анализы малышки с рождения, оказалось, что у нее уже давно в моче выявлялись соли, но никакого лечения назначено не было.

Эту историю мы привели только для того, чтобы было понятно: заболевание не возникает просто так, вдруг. Оно иногда начинается с чего-то, с небольших проявлений, и именно на них должен обращать внимание педиатр. Так и при лечении энуреза: нельзя игнорировать историю развития ребенка, в каких условиях протекала беременность, какими были роды. Понятно, что не всегда есть время лишний раз поговорить с мамой, а у взрослого человека и вообще может не быть истории его родов и развития. Но назначить адекватное лечение, не зная предыстории, довольно трудно. Поэтому мы решили сделать экскурс в ряд заболеваний, которые чаще всего усугубляют течение энуреза или его провоцируют.

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) не является редкостью. Этот диагноз ставится примерно 5% новорожден ных, составляя около 60% всей патологии нервной системы детского возраста. К настоящему времени заболевание изучено достаточно хорошо, а потому в каждом конкретном случае можно подобрать максимально эффективную и безопасную схему лечения.

Перинатальная энцефалопатия (греч. регу - «вокруг», «около»; лат. natus - «рождение»; греч. enkephalos -«головноймозг»; греч.pathos - «нарушение») - термин, объединяющий большую группу различных поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов.

Существует ряд факторов риска, предрасполагающих к развитию ПЭП у ребенка:

  • пограничный возраст матери (моложе 20 и старше 35 лет);
  • патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности, предлежание плаценты и пр.);
  • патологическое течение родов (стремительные, преждевременные или поздние роды, слабость родовой деятельности, преждевременная отслойка плаценты, многоплодие, длительный безводный период и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов;
  • различные хронические заболевания матери (в частности диабет);
  • острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери и период беременности;
  • нарушения питания матери во время беременности;
  • наследственные заболевания и нарушения обмена веществ;
  • вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.);
  • недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни (брадикардия, тахикардия плода, приглушение тонов сердца).

Разумеется, не всякий из перечисленных выше факторов непременно приведет к ПЭП. Решающее значение имеет то, насколько серьезным был недостаток кислорода, или, по-другому, кислородное голодание. Известно, что головной мозг взрослого человека в норме поглощает пятую часть всего кислорода, поступающего в организм. У детей раннего возраста мозг потребляет почти половину кислорода, что обеспечивает высокий уровень обменных процессов в мозговой ткани. Теперь становится понятным, почему нервная система малышей так чувствительна к кислородному голоданию. В зависимости от уровня и длительности гипоксии в мозге развиваются изменения от небольшого отека до некрозов - разрушение нервной ткани с пропитыванием ее кровью.

Как проявляется перинатальная энцефалопатия?

Синдромы заболевания (строго говоря, ПЭП не диагноз, а совокупность приходящих состояний нарушения функции нервной системы малыша, которые либо исчезают под воздействием терапии, либо переходят в новое качество) могут быть представлены в любых комбинациях и на разных этапах заболевания:

  • синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости;
  • судорожный синдром;
  • эпилептический синдром может проявиться в любом возрасте (как продолжение судорог после рождения или на фоне инфекции);
  • синдром вегето-висцеральных дисфункций;
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления;
  • синдром двигательных нарушений;
  • синдром задержки психомоторного развития.

Мы посчитали своим долгом хотя бы в общих чертах коснуться данной проблемы только потому, что у большинства детей и взрослых с энурезом в истории развития есть диагноз ПЭП.

Чем информация о родах и течении беременности поможет врачу? Эти данные позволят понять, насколько глубоко вследствие кислородного голодания пострадал мозг и почему произошел сбой в становлении необходимых рефлексов. Все наши болезни есть не что иное как отголоски нашего прошлого, которое мы, к сожалению, не можем изменить. Но, зная о возможных последствиях проблемных моментов младенчества, мы всегда можем свести их к минимуму профилактическими мерами.

Эпилепсия или Божественная болезнь

Теперь скажем пару слов о ночном энурезе при эпилепсии. Эпилепсия - тяжелое хроническое заболевание, основным проявлением которого являются периодические судорожные приступы и изменение психических особенностей личности. Непроизвольное мочеиспускание -обычное явление для эпилептика после генерализованного судорожного приступа. Как единственное проявление эпилепсии ночной энурез встречается, по некоторым данным, лишь в 0,2% случаев. И хотя этот процент достаточно низок, мы не должны игнорировать его. В данном случае эпилептический очаг затрагивает центры регуляции мочеиспускания в головном мозге и вызывает потерю контроля над мочевым пузырем, то есть его бессознательное опорожнение. Детям с подозрением на эпилептическую природу ночного недержания мочи в обязательном порядке необходимо проводить суточный мониторинг электроэнцефалограммы и проводить специальные провокационные пробы.

Что такое профундосомния и гиперактивность с дефицитом внимания. Их связь с энурезом.

Профундосомния: глубокий сон

Давайте вспомним определение энуреза. Энурез - это проблема, связанная, прежде всего, со сном! А что такое сон? Мы не будем вдаваться в подробности толкования сновидений по Фрейду или спорить с выдающимся французским логиком и специалистом в области теории науки Эдмоном Гобло, считающим, что сновидения - это лишь переход отключенного в ночное время сознания в реальность с хаотичным возбуждением отдельных зон мозга. Но есть научные факты, о которых нам бы хотелось упомянуть. Так, в 1949 году Джузеппе Моруцци и Хорас Мэгун выяснили, что если у кошки повреждена структура ствола головного мозга, называемая ретикулярной формацией, животное становится вялым и погружается в сон. Воздействие электрическими импульсами на данную область мозга мгновенно пробуждает животное.

А в 1957 году американские ученые обнаружили, что сон имеет определенные фазы, сменяющие друг друга. В зависимости от того, бодрствуем мы или спим, электрическая активность мозга меняется, меняется она и во время сна: стадии сна отличаются друг от друга ритмами мозговой активности.

Выделяют четыре стадии сна. Первая длится всего несколько минут и является переходной от бодрствования ко сну. Вторая стадия тоже довольно короткая и носит название быстрого сна. А вот третья и четвертая - стадии глубокого (медленного) сна. Каждые 1,5 часа глубокий сон сменяется фазой быстрого сна, во время которого мы видим сновидения. В данной фазе мозговая активность, зарегистрированная на ЭЭГ, очень похожа на активность в состоянии бодрствования. В это время дыхание усиливается, сердцебиение учащается, давление повышается. Фаза медленного сна протекает обычно без сновидений, именно поэтому дети с глубоким сном не видят, как правило, снов. Интересно, что в животном мире фазы быстрого и медленного сна обнаружены только у млекопитающих.

А теперь внимание: довольно часто детям, страдающим энурезом, назначаются антидепрессанты, которые погружают ребенка в глубокий сон, во время которого он, собственно, и писается, и проблема в результате только усугубляется! Отсюда вывод: антидепрессанты показаны далеко не всем детям с энурезом.

В течение дня мозг получает большое количество информации, которую он «складывает» в отдаленные участки головного мозга. Между этими участками могут возникать некоторые лишние и совершенно ненужные связи, проявляющиеся в виде различных фантазий и навязчивых представлений. Сон помогает разрушить эти связи и забыть часть полученной за день, не всегда нужной информации. А теперь давайте подумаем, когда будет сон крепче: если вы целый день лежали на диване или весь день колесили по городу в поисках нужной книги, заезжая в десятки магазинов? Почему мы призываем вас задуматься? Потому что наука о сне довольно молодая, и нам с вами придется думать самим, почему у вашего ребенка такой глубокий сон. Среди самых распространенных причин - чрезмерная нагрузка в школе и в кружках.

Существует целая группа отклонений, связанных со сном, которая носит название парасомний. На данный момент насчитывают около двадцати расстройств сна. К наиболее известным относятся: ночные страхи, снохождение, скрежет зубами (бруксизм), кошмары.

Профундосомния, сомнамбулизм, сомнилоквия... Красивые названия - не правда ли? И все эти названия имеют отношение к нарушению сна. Медицина вообще имеет большое количество красивых терминов, что на самом деле связано с их происхождением. Так, например, профундосомния переводится как глубокий сон (от лат. profundus -«глубокий», somnus - «сон»).

Два других термина обозначают снохождение (сомнамбулизм) и разговор во сне (сомнилоквия) и к энурезу практически не имеют отношения. А вот глубокий сон - профундосомния - хоть и не является заболеванием, но в ряде случаев действительно приводит к энурезу. В этом случае для решения проблемы просто незаменим так называемый прибор со звонком, о нем говорится в разделе «Лечение энуреза ».

Данные японских исследователей, которые обследовали 1000 детей с энурезом, свидетельствуют о том, что эпизоды мочеиспусканий чаще всего наблюдаются при переходе из одной фазы сна в другую.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания

Теперь самое время перейти к другому, не менее загадочному состоянию, а именно: к синдрому гиперактивности с дефицитом внимания. Раньше его называли минимальной мозговой дисфункцией, но в настоящее время этот термин в практике не используется, так как не отражает сущности синдрома. «Ребенок-юла» - так обычно говорят про гиперактивных детей, ну или более жестко: «У него шило в мягком месте». Действительно, такой ребенок постоянно находится в движении, принимается на множество дел и бросает, не доделав, хватает игрушки и тут же кидает их, не может долго слушать, когда ему читают книгу, и совершенно не поддается уговорам и подкупам.

Признаки синдрома гиперактивности можно заметить у ребенка с первых дней жизни. У таких малышей часто повышен мышечный тонус, они активно пытаются освободиться от пеленок, плохо спят (долго засыпают, часто просыпаются с плачем, возбужденные), очень чувствительны к любым раздражителям (яркому свету, посторонним звукам, духоте), реагируют на них громким плачем.

С наибольшей очевидностью симптомы гиперактивности становятся заметными в 3 года и 7 лет, когда ребенок начинает посещать детский сад, школу и общаться с детьми и незнакомыми взрослыми.

Если разложить все проявления синдрома по полочкам, то на первый план выходят 4 группы симптомов:

1. Нарушение внимания. Чаще всего страдает селективность (избирательность) и устойчивость внимания: ребенок не способен долго удерживать внимание на предмете или задании, будь то лепка из пластилина или решение математических примеров. В результате он делает множество ошибок или просто оставляет дело незаконченным. Соответственно, в дальнейшем ребенок сознательно избегает заданий, требующих длительной концентрации и умственного напряжения. Гиперактивный ребенок легко отвлекается: любой посторонний фактор (шум на улице, включенный телевизор или приход водопроводчика) может оторвать его от выполняемого дела. Кроме того, такой ребенок постоянно все забывает и теряет множество вещей, начиная с собственных рукавичек и заканчивая папиным молотком.

2. Гиперактивность. Ребенок постоянно двигается: ходит, бегает, прыгает или куда-нибудь лезет. Если сидит, то весь перекручивается, шевелит пальцами на руках, раскачивается. У него не очень хорошая координация, бегая, может задеть за мебель. Руки обычно неловкие, но активные - любит перекатывать между пальцами мелкие предметы. Много говорит и гримасничает, передразнивая окружающих.

3. Импульсивность. Ребенок не в состоянии подавить возникшее желание, легко выходит из себя, у него очень низкий самоконтроль. Отвечает на вопросы, не дослушав, перебивает, вмешивается в чужие разговоры, игры, бросается выполнять задание, не поняв, в чем его смысл.

4. Низкий уровень фрустрационной толерантности, что означает большую ранимость, такой малыш тяжелее, чем другие дети, переживает ситуации, которые его травмируют (фрустрируют).

Все эти особенности приводят в дальнейшем к проблемам в усвоении детсадовской и школьной программ (чтение, письмо, речь), к трудностям в общении с другими детьми и взрослыми, к нарушению формирования личности (раздражительность, обидчивость, агрессия или клоунада для привлечения к себе внимания). Такие дети - сущее наказание для воспитателя или школьного учителя, особенно в общеобразовательных заведениях, где в классе, кик правило, по 20 и более детей. Именно поэтому таким детям рекомендуется обучаться в частных садах и школах, где количество детей в группе ограничено (до 5 человек), и к каждому из них находят индивидуальный подход. Хороший эффект дают занятия в спортивных секциях, экскурсии, прогулки с детьми и использование методов обратной биологической связи.

Для того чтобы определить, есть ли у вашего драгоценного чада признаки описанного синдрома, предлагаем заполнить достаточно простую анкету для родителей - опросник Коннери

Опросник (шкала) Коннери

Свойства ребенка Степень их выраженности
Отсутствуют (0 баллов) Слабо выражены (1 балл) Достаточно сильно выражены (2 балла) Очень силь но выраже ны (3 балла)
Беспокойный, чрезмерно активный        
Возбудимый, импульсивный        
Мешает другим детям        
Не доводит дело до конца        
Постоянно непоседлив        
Невнимательный, легко отвлекается        
Не умеет ждать        
Легко и часто может заплакать        
Часто и быстро меняется настроение        
Может впасть в ярость        

Оценка: если ваш ребенок набрал больше 15 баллов,то с большой долей вероятности можно предположить, что него присутствует синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Для уточнения диагноза необходимо обратиться к врачу

Точные причины синдрома гиперактивности с дефицитом внимания пока не выявлены. Предполагают, что в его основе лежит дефект в генетическом материале, который по наследству передается малышу от родителей (тогда в семье есть еще один такой же человек «без тормозов»). Либо мутация гена происходит в результате патологических воздействий во время его зачатия и маминой беременности (алкоголизм и наркомания в семье, тяжелые хронические заболевания родителей, инфекции и травмы). Так как мозг человека созревает в течение первого десятилетия жизни, то отрицательную роль могут сыграть: осложненные роды (длительный безводный период, кесарево сечение, родостимуляция, быстрые или затяжные роды), пороки развития, хронические заболевания ребенка (бронхиальная астма, сахарный диабет, муковисцидоз), травмы, инфекции, да и просто неправильный режим или несбалансированное питание. Отдельное место в развитии синдрома отводят дефициту витаминов (А, С, Е, В1; В6, И12, фолиевой кислоты). Именно поэтому в курс лечения таких детишек помимо препаратов, улучшающих познавательные способности — ноотропов (Пантогам, Фенибут), в обязательном порядке включают перечисленные витамины.

Неврозоподобный энурез

Вдумайтесь в понятие: «неврозо... подобный», то есть подобный неврозу. А что такое невроз? Неадекватная реакция на раздражители, порой обыденные ситуации. Вы замечали, что когда вы очень нервничаете, начинает «сосать под ложечкой» или вам вдруг срочно понадобилось в туалет? Это тоже своеобразные проявления невроза. А и его основе - неадекватные команды парасимпатической системы в ответ на фактор стресса. То же происходит и при недоразвитии центров регуляции, находящихся в головном мозге. Только в этом случае малыш пребывает в состоянии «легкого» невроза и перевозбуждения постоянно (!). Неужели опять ждать самоизлечения? Вы бы хотели находиться в предэкзаменационном состоянии все время? Полагаем, что нет! Нервная система тоже этого не хочет, поэтому компенсирует состояние перевозбуждения глубоким ночным сном, который позволяет перевозбудившемуся мозгу отдохнуть перед следующим днем. Это, к сожалению, самое большее, что может сделать нервная система в данном случае.

С чем связано появление неврозоподобного энуреза?

Главное, конечно, незрелость центров регуляции в головном и спинном мозге. Задержка в развитии может быть связана в том числе с наследственностью, любыми проблемами во время родов, приведшими к кислородному голоданию мозга. Конечно, не у всех детей с проблемами в родах наблюдаются задержки созревания. Существует еще ряд факторов, которые усугубляют недостаток кислорода, поступающего в головной мозг. Среди них:

  • механическое препятствие к поступлению достаточного количества кислорода в легкие (бронхиальная астма, аденоидные разрастания или аденоидит, например);
  • наличие постоянной интоксикации (хронические инфекции, глистные инвазии, гастрит, дисбактериоз, опухолевые заболевания);
  • выраженная анемия (в том числе как следствие другого заболевания);
  • эндокринные нарушения (сахарный диабет, ожирение, проблемы щитовидной железы).

Именно поэтому при решении проблемы энуреза мы в первую очередь устраняем факторы, провоцирующие недержание мочи.

Энурез у большинства детей связан с не совсем полноценной работой головного и (или) спинного мозга. И даже если этот недостаток временный, связан с задержкой развития, наша задача - устранить факторы, удлиняющие период созревания центров регуляции и, соответственно, отдаляющие выздоровление.

Когда ваш врач - невролог?

Конечно, проблема ночного недержания мочи в первую очередь требует внимания педиатра, но в ряде случаев без участия невролога не обойтись.

Итак, когда необходимо обращаться к неврологу? Если мы отмечаете у ребенка хотя бы один симптом из нижеперечисленных.

1. Нарушения мочеиспускания в дневное время суток:

  • мочится часто маленькими порциями, быстрой струей;
  • мочится редко большими порциями;
  • тужится при мочеиспускании, нажимает на живот;
  • моча выходит несколькими порциями;
  • моча выделяется по каплям;
  • моча вытекает струей без напора.

2. Изменение позыва на мочеиспускание:

  • позыв усилен, императивные (ложные) позывы;
  • позыв ослаблен или отсутствует.

3. Глубокий ночной сон. Обмочившись, ребенок не просыпается.

4. Ребенок невнимательный, гиперактивный, импульсивный, ранимый, не умеет вести себя в коллективе, плохо усваивает программу обучения.

Полное содержание книги "Все тайны энуреза"

Вникаем в суть энуреза, или внесем ясность в терминологию

Какие органы и системы участвуют в сложном процессе мочеиспускания?

Строение мочевыделительной системы

Инфекция мочевых путей или инфекция мочевыделительной системы

Какие аномалии в строении мочевыделительной системы могут привести к энурезу?

Особенности строения и работы мочевыделительной системы у детей

Что такое нервы, или немного об анатомии нервной системы

Настоящая книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

"Все  материалы  взяты  из книги "Все тайны энуреза" (Е.И.Черноруцкая,
И.М. Османов )с согласия издательства НПК "Омега"

ВНИМАНИЕ!
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Скачивание файлов доступно только авторизованным пользователям!