Skip to Content

О критериях оценки деятельности медицинского персонала и реализации принципа оплаты труда, ориентированного на результат

Версия для печатиВерсия для печатиОтправь ссылку другуОтправь ссылку другу
5
Ваша оценка: Нет Среднее: 5 (1 оценка)

Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 г.

Новая отраслевая система оплаты труда, ориентированной на результат

Оплата труда

  • Главный источник, основная форма денежных поступлений работника, образующая основу его финансового благополучия.
  • Должна не только возмещать трудовые затраты, но и стимулировать интерес к качеству труда, внедрению современных технологий, освоению новой медицинской техники, совершенствованию условий труда.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №818 от 29.12.2007г.

«Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных организациях»

Заработная плата:

  • Основная, с учетом доплат и надбавок
  • Стимулирующая часть за напряженность в труде, выплачивается в виде премии за достижение высоких качественных показателей в работе

Критерии оценки эффективности деятельности

  • Приказ МЗ и СР РФ №325 от 11.05.2007 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности ВОП (СВ)»
  • Приказ МЗ и СР РФ № 282 от 19.04.2007 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»
  • Приказ МЗ и СР РФ №283 от 19.04.2007 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового»
  • Приказ МЗ и СР РФ №324 от 11.05.2007 «Об утверждении критериев оценки эффективности медицинской сестры участковой»

Основная цель введения критериев эффективности

Анализ диагностической, лечебно-диагностической и организационной работы участка для улучшения качества оказания первичной медико-санитарной помощи и мониторинга состояния прикрепленного населения. (п.1.)

Критерии эффективности деятельности ВОП:

При оказании амбулаторно-поликлинической помощи взрослым

  1. Стабилизация и снижение уровня госпитализации прикрепленного населения;
  2. Снижение частоты вызовов СМП к прикрепленному населению;
  3. Полнота охвата лечебно-профилактической помощью лиц, находящихся под диспансерным наблюдением;
  4. Полнота охвата профилактическими прививками;
  5. Стабилизация или снижение показателя смертности населения на дому;
  6. Стабилизация уровня заболеваемости социально-значимой патологией;

При оказании амбулаторно-поликлинической помощи детям

  1. Профилактическая деятельность (полнота охвата патронажем беременных, детей, профилактическими осмотрами, профилактическими прививками);
  2. Лечебно-диагностическая деятельность (диспансерное наблюдение детей, лечебно-диагностическая помощь детей, состоящих под диспансерным наблюдением, динамика заболеваемости)

При оказании амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности оценивается отсутствием следующих показателей:

  1. Антенатальная гибель плода;
  2. Врожденные аномалии развития, не выявленные во время беременности;
  3. Разрыв матки до госпитализации;
  4. Несвоевременная госпитализация при гестозе средней степени тяжести;
  5. Несвоевременная госпитализация при переношенной беременности.

п. 5 «Конкретные критерии эффективности деятельности врача (мед. сестры) определяются руководителем лечебного учреждения с учетом численности населения, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических или иных особенностей»
п. 6 «При необходимости по решению руководителя лечебного учреждения могут использоваться дополнительные критерии оценки эффективности деятельности врача (мед. сестры)»

Методы оценки деятельности учреждения

1. Статистический метод

Объект оценки:

  • Ресурсы (кадры, финансирование, материально-техническое обеспечение);
  • Объемы работы (нагрузка) и т.д.

Область применения:

  • Оценка результатов работы;
  • Планирование деятельности;
  • Обоснование потребности в ресурсах.

2. Метод экспертных оценок

Объект оценки:

  • Качество медицинской помощи;
  • Выбор и применение медицинских технологий, их соответствие стандартам, эффективность медицинской помощи.

Область применения:

  • Оценка объема и качества медицинской помощи;
  • Организация клинико-экспертной работы в лечебной учреждении;
  • Планирование деятельности.

3. Метод медико-экономического анализа

Объект оценки:

  • Объем плановых и фактических затрат на медицинскую помощь, нагрузка врачей;
  • Использование ресурсов (включая нагрузку медицинского персонала).

Область применения:

  • Ведомственный и вневедомственный контроль объемов и качества медицинской помощи;
  • Оценка объемов работы, оплаты труда;
  • Обоснование потребности в финансировании лечебного учреждения.

4. Опросный метод.

Объект оценки:

  • степень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.

Область применения:

  • планирование мероприятий по улучшению качества медицинской помощи.

5. Комплексный метод (комбинированный)

Объект оценки:

  • объем и качество медицинской помощи с применением информационных технологий, с использованием стандартов.

Область применения:

  • планирование мероприятий по улучшению качества медицинской помощи.

Индикаторы (показатели)

это набор измерителей, которые характеризуют проблему или процесс.

  • Пороговое значение индикатора – значение, установленное как целевое (для индикаторов качества) или допустимое (для индикаторов дефектов).
  • Источником для установления пороговых значений могут служить клинические рекомендации, результаты лучших практик, мнения экспертов.

Модель индикаторов

I. Индикаторы структуры (показатели ресурсной обеспеченности);
II. Индикаторы процесса (показатели лечебно-диагностического процесса);
III. Индикаторы результатов (характеризуют итог оказания медицинской помощи);
IV. Индикаторы дефектов.

Принципы построения модели индикаторов:

  • взаимосвязь процессов управления и планирования;
  • возможность в непрерывном режиме оценивать эффективность принимаемых управленческих решений и проводимых организационно-методических мероприятий;
  • формирование стратегии развития службы на любом уровне.

Требования к показателям включенным в модель:

  1. Показатель должен быть универсален;
  2. Показатель должен иметь количественную меру выражения;
  3. Показатели должны иметь прямое отношение к проводимой оценке деятельности и быть достаточно чувствительными к изменениям;
  4. Показатели должны обеспечить комплексную оценку деятельности учреждения.

Система премирования основанная на поощрении медицинского персонала за достижение установленных показателей качества работы в МКР

В МКР устанавливается плановый норматив показателя и значение этого показателя в баллах. Коэффициент достижения результата оценивается при отклонении фактических показателей от плановых.

Премирование возможно за приближение к планируемым показателям, а не обязательно за их достижение.

Показатели, характеризующие деятельность ВОП/СВ

Показатели, характеризующие деятельность ВОП/СВ

Коэффициент достижения результатов (КДР)

КДР используется для оценки деятельности подразделения и обязательно увязывается с системой экономического стимулирования за определенный промежуток времени.

Норматив КДР может быть установлен с учетом утвержденного муниципального задания территории, либо многолетней динамики показателей в районе и темпов предполагаемых изменений данного показателя.

Успешность функционирования модели зависит от адекватности разработанного набора показателей МКР и системы их оценки.

МКР разрабатываются каждому подразделению, врачу (в т.ч. руководителю подразделения), медицинской сестре и должны на прямую зависеть от задач, поставленных перед данным отделением.

Конечные показатели качества и эффективности медицинской помощи:

  1. Коэффициент медицинской результативности – отношение числа случаев с достигнутым результатом к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи.
  2. Коэффициент качества – отношение числа случаев полного соблюдения адекватных технологий к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи.
  3. Коэффициент социальной удовлетворенности - отношение числа случаев удовлетворенности потребителя к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи.
  4. Коэффициент соотношения затрат – отношение нормативных затрат к фактически произведенным затратам на оцениваемые случаи оказания медицинской помощи.
  5. Интегральный коэффициент эффективности – обобщенный показатель, представляющий собой производное коэффициентов медицинской результативности, социальной удовлетворенности и соотношения затрат.

Коэффициент социальной удовлетворенности

Указ Президента РФ № 825 от 28 июня 2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ»
В перечень показателей включен показатель удовлетворенности населения медицинской помощью.

Способы оценки социальной удовлетворенности:

  1. Неформальное обсуждение с пациентами и жителями о проблемах здравоохранения;
  2. Периодические опросы пациентов сразу после получения ими медицинской помощи (при выписке из стационара);
  3. Постоянные исследования среди пациентов и жителей по специальным программам и с использованием специальных анкет.

Показатели оценки КМП с позиции пациентов:

  • Время ожидания госпитализации;
  • Время ожидания приема врача в поликлинике;
  • Способность врачей обеспечить медицинские услуги в соответствии с установленным временем;
  • Отмена приема у врача;
  • Отношение медицинского персонала к пациенту (внимание, дружелюбие );
  • Условия пребывания в лечебном учреждении (комфорт);
  • Удовлетворенность пациента результатом лечения.

Виды результатов медицинской помощи с позиции пациентов:

Клинические:

  • Симптомы и синдромы;
  • Результаты лабораторных исследований;
  • Осложнения.

Удовлетворенность лечения:

  • Доступность;
  • Удобство;
  • Качество;
  • Информация.

Качество жизни:

  • Физическое состояние;
  • Психическое состояние;
  • Сохранение социальных функций.

Экономические:

  • Длительность госпитализации;
  • Использование различных передовых методов обследования и лечения, медикаментов;
  • Сроки временной нетрудоспособности;
  • Потеря доходов.

Таким образом:

  • Оценочная модель позволяет в непрерывном режиме проводить многофакторный анализ деятельности отдельных структурных подразделений учреждения и в совокупности;
  • При этом становится возможным в режиме реального времени оценивать эффективность проводимых управленческих мероприятий, в том числе при оценке эффективности использования имеющихся ресурсов;
  • Использование анализа показателей включенных в модель для дифференцированной оплаты труда.

Зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ЧГМА,
д.м.н. профессор Шильникова Н.Ф.

Комментарии

Мания аватар

Кто-нибудь уже почувствовал удовлетворение от новой системы оплаты труда? Как зарплата изменилась?

ВНИМАНИЕ!
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Скачивание файлов доступно только авторизованным пользователям!