Skip to Content

Структура диссертации

Версия для печатиВерсия для печатиОтправь ссылку другуОтправь ссылку другу
0
Ваша оценка: Нет

Диссертационная работа должна состоять из следующих самостоятельных разделов:

  • титульная часть;
  • список сокращений;
  • введение;
  • обзор литературы (обычно обозначается как глава 1);
  • общая характеристика клинических наблюдений и/или экспериментального материала и методов исследований (обычно обозначается как глава 2);
  • собственные исследования (обычно содержат несколько глав);
  • заключение;
  • выводы;
  • рекомендации в практику;
  • список использованной литературы.

1. Титульная часть

Включает в себя:

  • официальное название учреждения, где выполнялась работа, и принадлежность этого учреждения органу здравоохранения, ведомству, министерству;
  • фамилию, имя и отчество соискателя;
  • название диссертации;
  • научную специальность с указанием шифра (медицинские науки). При наличии двух специальностей первой указывается основная;
  • указание, на соискание какой степени претендует автор;
  • сведения о научном руководителе — проставляется его научное и почетное звание, ученая степень, фамилия и инициалы. При наличии двух руководителей первым указывается руководитель по первой, основной специальности.

Эти же правила относятся и к научному консультанту докторской диссертации.

Следует помнить, что число руководителей (консультантов) при выполнении работы на стыке специальностей не может быть более двух, причем они должны быть разных научных специальностей. Наличие двух руководителей (консультантов) одной и той же специальности не допускается. Более того, необходимость второго руководителя (консультанта) должна быть детально аргументирована в документах, подаваемых в ВАК.

Несмотря на то что изложенная выше информация не входит в компетенцию молодых ученых, которым в первую очередь предназначено данное руководство, необходимость этой информации продиктована печальным опытом последних лет, т.к. от несоблюдения правил оформления часто страдает именно диссертант.

Титульный лист заканчивается указанием года и места представления диссертации к защите.

2. Список сокращений

Общепринятые в медицинской профессии аббревиатуры (АД, ЧС, мм рт. ст.) можно не приводить. Необходимо разъяснить только те аббревиатуры, которые не являются общеизвестными, но которые автор часто использует в тексте. Это делается, как уже упоминалось, для сокращения объема диссертационной работы. В то же время читать такой текст с обилием аббревиатур трудно, поэтому при небольшом объеме текста их количество следует сократить до минимума.

3. Введение

Это краткий, но весьма важный раздел, в котором дается обоснование проведения данной диссертационной работы.

Подраздел «Актуальность» начинается с характеристики современного состояния рассматриваемого вопроса (проблемы). Краткие ссылки на публикации последних лет должны проиллюстрировать недостаточную изученность избранной темы исследования, малочисленность или противоречивость этих данных. Раздел заканчивается формулировкой «Таким образом, до настоящего времени не изучены (не разработаны)... что определяет необходимость разработки (совершенствования).. .».

«Цель исследования». Учитывая прикладной характер подавляющего большинства клинических работ, чаще всего цель исследования формулируют как «улучшение диагностики или результатов лечения больных (пострадавших) с... (краткая характеристика патологии) за счет... (краткое описание методов лечения)». В работах экспериментального характера целью исследования может быть изучение какого-либо патологического процесса.

«Задачи исследования». Задачи формулируются исходя из цели научной работы. Если в цели исследования определяется объект исследования, т.е. определенный патологический процесс или вид заболевания, травмы (медиастинит, торакоабдоминальные ранения, спинальная травма), то при формировании конкретных задач следует ориентироваться на предмет исследования, т.е. на определенные аспекты данной патологии (нарушения газообмена, эндотоксикоз, алгоритм диагностики, лечение гнойно-септических осложнений).

Следует предостеречь от неправильных формулировок задач в диссертациях по клиническим специальностям. Исходя из цели исследования «улучшение результатов диагностики и лечения», конкретные задачи не должны быть ограничены изучением тех или иных, даже весьма важных, показателей (например — гомеостаза), а должны быть привлечены к цели диссертации. Поэтому задачу следует формулировать так: «Разработать (усовершенствовать) алгоритм инфузионно-трансфузионной терапии на основании изучения динамики (указать конкретные показатели гомеостаза) у больных эмпиемой плевры (медиастинитом, повреждениями печени и т.д.).

Формулировка «Изучить показатели гомеостаза у больных с...» неуместна, т.к. показатели гомеостаза автор изучает, чтобы решить конкретную, поставленную в диссертации задачу. Другими словами, изучение - это не сама задача, а механизм решения задачи исследования.

Опыт показывает, что в кандидатской диссертации, как правило, должно быть 3-4 задачи, в докторской - 6-10. Слишком малое количество задач не раскроет тему полностью, и цель не может быть достигнута, в то время как чрезмерное число задач приводит к уходу от конкретной поставленной цели, а часто — и к дублированию.

«Научная новизна». Идеальной, но очень ответственной формой является перечисление основных достижений работы, описание которых можно начинать со слова «впервые».

Конечно, не все положения диссертационной работы отвечают этому критерию: ведь ценность работы может заключаться в усовершенствовании, уточнении, детальной разработке каких-то уже известных положений.

При злоупотреблении формулировкой «впервые» могут возникнуть ненужные вопросы в процессе публичной защиты и аттестации в ВАК.

Вполне приемлемыми являются формулировки:

  • «Разработана патогенетически обоснованная тактика...»
  • «Разработан алгоритм лечебных мероприятий...»
  • «Уточнены показания к срокам и методам хирургического лечения...»
  • «Установлена закономерность в развитии синдрома...»

«Практическая ценность». Как следует из названия этого подраздела введения, в нем несколькими фразами конкретизируется эффект использования полученных выводов и положений диссертационной работы в клинической практике. Чаще всего начало стандартное: «На основании результатов проведенных исследований (разработан алгоритм, усовершенствована тактика), что позволяет (уменьшить число осложнений, снизить уровень летальности, сократить сроки лечения)».

В этом же подразделе даются сведения о разработанных устройствах и методах, защищенных патентами.

«Внедрение». Указываются клинические отделения медицинских учреждений, в которых не менее 6-12 мес используются разработанные или усовершенствованные соискателем методы профилактики, диагностики и лечения. Необходимо подчеркнуть, что эти сведения должны быть подкреплены наличием в личном деле соискателя справок о внедрении, выданных соответствующими лечебными учреждениями. Подписывать и утверждать справки о внедрении не должен руководитель научной работы. Справка должна быть подписана тремя практическими врачами и утверждена руководителем лечебного учреждения.

Для докторских диссертаций, кроме того, в этом подразделе введения должны быть указаны сведения, какие положения диссертации используются в процессе преподавания студентам или курсантам послевузовского обучения на кафедрах и курсах по данной научной специальности.

«Личный вклад соискателя». В этом подразделе содержатся сведения о том, какую часть экспериментальных и клинических исследований автор выполнял лично. Ему должны принадлежать: аналитический обзор литературы, систематизация клинических наблюдений, их анализ, выбор методов исследования и интерпретация полученных данных, участие в хирургических вмешательствах, рассматриваемых в данной диссертации, а также участие в общем процессе обследования и лечения пациентов.

«Основные положения, выносимые на защиту». Не обязательный, но желательный подраздел введения, в котором в трех-четырех пунктах приведен основной смысл формулировок, которые диссертант будет отстаивать на защите.

Эти положения носят более общий характер, объединяя в каждом пункте несколько выводов. Здесь допускаются такие выражения, как «в большинстве наблюдений», «в большей степени». Например: «Изменения иммунного статуса при проникающих ранениях груди и живота имеют разную направленность и в большей степени зависят от объема кровопотери, чем от характера повреждений».

«Посттравматическая эмпиема плевры чаще всего возникает при массивном внутриплевральном кровотечении, длительной экспозиции гемоторакса в результате позднего обращения пострадавших (за помощью) или неэффективного дренирования плевральной полости».

В то же время следует избегать общих фраз, изложения бесспорных, по известных истин: «Успех в лечении раненых с тяжелыми.... ранениями живота зависит от уровня организации лечебно-диагностических мероприятий, характера... повреждений и тяжести шока».

«Апробация диссертации». Здесь указывается, каким образом материалы диссертации докладывались соискателем (или другими лицами в соавторстве с соискателем) и обсуждались на заседаниях научных медицинских обществ и медицинских форумах различного уровня — общегородских, областных, республиканских, международных семинарах, конференциях, съездах, конгрессах и т.д.

Сведения о каждом выступлении должны быть изложены в хронологическом порядке, с точным названием общества или научно-практического форума, датой и местом его проведения. Здесь же указывается количество опубликованных в печати работ с выделением их числа в журналах, рекомендованных ВАК для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций. Это обстоятельство связано с тем, что уровень издаваемых в настоящее время журналов неравнозначен и многие появившиеся на свет издания публикуют любые сообщения без должного рецензирования. Это, безусловно, снижает степень доверия к такого рода публикациям.

В конце введения дается информация о связи данной диссертационной работы с научными программами и планами НИР того учреждения, где она выполнялась. Если работа была выполнена вне плана учреждения, эта информация не указывается.

Последний абзац введения содержит сведения об объеме диссертации. «Диссертация содержит____страниц текста,____таблиц,____рисунков». Следует помнить, что в число страниц текста не входят страницы, занятые таблицами, рисунками, хотя они и нумеруются.

Завершается введение сведениями о списке литературы, использованной в данной работе, указывается общее число источников: сколько отечественных и сколько — зарубежных.

4. Обзор литературы (глава 1)

Цель данной главы заключается в том, чтобы в сжатой форме (16-20 страниц в кандидатской диссертации, 25-35 в докторской) изложить аналитический обзор современного состояния вопросов, рассматриваемых в данной работе, с критических позиций выделить нерешенные или наиболее противоречивые из них и обосновать тем самым актуальные научные задачи, которые предстоит решить автору.

Не стоит излагать проблему в историческом аспекте за счет недостаточно полного анализа современной отечественной и зарубежной литературы. Более того, в дискуссии с великими учеными прошлого проку мало, тогда как все доступные автору современные позиции по рассматриваемым вопросам должны быть не только изучены, но и подвергнуты критическому осмыслению.

Диссертационный стиль написания работы предполагает, что в обзоре литературы будет изложена вся информация, значимая для автора, и все источники, использованные для этого обзора, должны быть приведены в списке литературы.

Недопустимо, чтобы какая-то информация, на которую ссылается автор, на самом деле не имелась в указанном источнике в списке литературы, или такого источника в нем вообще нет. Так же как и недопустимо иметь в списке литературы источники, которые не цитируются в обзоре.

Как уже упоминалось выше, для уменьшения числа страниц обзора литературы ВАК рекомендует заменять традиционную форму ссылки на источник (автор и год публикации) цифрой, т.е. порядковым номером, под которым данный источник стоит в конце диссертации в списке использованной литературы. Если это сделать в самом начале написания диссертации, а через некоторое время появятся новые источники, обсуждение которых украсило бы диссертацию, то придется всю нумерацию и весь обзор переделывать. Чтобы этого не произошло, на всех предварительных этапах, включая апробацию диссертации, лучше иметь более громоздкий обзор, но со ссылками не на цифры, а на автора и год публикации. Эту традиционную форму следует заменить на цифровую в последний момент, после окончательной сверки текста обзора и списка литературы.

В противном случае в результате спешки можно что-то упустить и ссылки в тексте обзора и номера источников не будут совпадать, что недопустимо, так как вызывает закономерные сомнения в добросовестности автора.

Завершив обзор литературы, диссертант должен помнить, что ссылки на источники литературы в остальных разделах диссертации не допускаются за исключением ссылок в главе 2 на авторов новых методов исследований (если они были использованы).

5. Общая характеристика (экспериментального материала, клинических наблюдений) и методы исследования (глава 2)

Важная глава, дающая представление не только о достаточном для научных выводов количестве наблюдений, но и о методическом уровне (рандомизация групп пациентов, современные и объективные методы исследования).

Если работа носит в том числе и экспериментальный характер, глава должна начинаться с подробной характеристики экспериментального материала: вид животных, экспериментальная модель, вид обезболивания, методика выведения животных из эксперимента. В обязательном порядке должно быть подчеркнуто, что проведение экспериментов и выведение животных из эксперимента осуществлялось в строгом соответствии с Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных.

В эти правила входят такие разделы, как протоколы содержания и использования животных, их идентификации и регистрации, способы фиксации при проведении эксперимента.

Характеристика клинических наблюдений, как правило, бывает представлена таблицами с распределением наблюдаемых больных (пострадавших) по возрасту, полу, времени поступления, тяжести состояния, наличия сопутствующих заболеваний и т.д., а также кратких комментариев к ним.

Если диссертационная работа заключается в анализе результатов профилактики, диагностики и лечения в группах сравнения, в этой главе должна быть доказана сопоставимость сравниваемых групп по основным параметрам, влияющим на течение данного патологического процесса (пол, возраст, длительность заболевания, сопутствующая патология, величина кровопотери и т.д.). Это также представляется в виде таблиц. В таких случаях пишут, что группы сопоставимы и выводы, сделанные на основании изучения результатов в таких группах, являются обоснованными. Если сравниваются результаты сопоставимых по основным параметрам контрольной группы и группы сравнения, доказательность выявленных изменений можно считать безупречной.

Другой, менее точный метод заключается в рандомизации — случайном распределении пациентов по группам независимо от воли пациентов и воли самого исследователя. Он заключается в том, что пациенты по мере поступления в стационар могут получать либо изучаемый препарат, либо индифферентное вещество (плацебо) в зависимости от случайного выбора исследователем одного конверта (из массы запечатанных), в котором содержится указание — какой препарат следует использовать у очередного пациента.

При проведении такого исследования требуется информированное согласие пациента, причем для достоверности результатов необходимо большое число исследований с последующей статистической обработкой полученных результатов.

Однако использование в качестве контроля плацебо не всегда возможно как с этической, так и с юридической точки зрения. Например, этот метод нельзя применять при тяжелых заболеваниях и их осложнениях, когда врач обязан применить максимальные усилия для выздоровления пациента.

Вид хирургических вмешательств и их исходы, включая уровень летальности, в этой главе должны быть представлены в самом общем виде, без детализации методов оперативных вмешательств, анализа осложнений и причин летальных исходов. Лучше это сделать после изложения результатов собственных исследований, либо в виде самостоятельного раздела, либо в заключении.

Вторая часть главы посвящена изложению использованных методов исследования, сначала в экспериментальных, затем в клинических условиях. Перечисляют сроки забора морфологического материала, излагают методики его обработки, сроки посевов микробной флоры, методы оценки гомеостаза.

Необходимо указать методы анализа клинических наблюдений: ретроспективный (после завершения обследования и лечения), проспективный (анализ результатов в ходе исследования) или и тот и другой — и в каких группах наблюдений.

В клинической части перечисляются все методы исследования, использованные соискателем в последующих главах с указанием методик, аппаратов и количества исследований. Не следует включать в их число методы, которые на самом деле были использованы у наблюдаемых больных, но для других целей и не являлись предметом анализа в данной работе. Также не следует давать описания тех методик, которые автор не применял.

Если в работе сравниваются показатели гомеостаза в эксперименте и клинике, то это должны быть одни и те же показатели, полученные но одним и тем же методикам и в одних и тех же единицах измерения.

При изложении данных по изучению эффективности аппаратов и фармакологических препаратов, разрешенных к применению Министерством здравоохранения и социального развития РФ (расширение показателей, уточнение фармакодинамики и т.д.), а также разработанных в эксперименте модификаций хирургических вмешательств и инструментов, следует сослаться на соответствующее разрешение Минздравсоцразвития РФ или Ученого совета данного научного учреждения.

При этом необходимо указать, что в процессе их использования оформлялось информированное согласие пациента.

Завершается раздел методов исследования сведениями о том, какие методы статистической обработки цифрового материала были использованы.

Важно понимать, что методы исследования и методология научного анализа должны быть адекватны цели научной работы. В связи с этим S. Lock, редактор Британского медицинского журнала, признавался (1977), что иногда приходится «отвергать исследования, основанные па хорошей идее, но безнадежно испорченные плохой методологией».

Методологически все клинические диссертационные работы можно разделить на два вида.

Первый вид диссертаций представляет собой анализ и синтез накопленных фактов, касающихся недостаточно изученной патологии, неизвестных ранее операций, методов диагностики (разработки семиотики). Эта работа завершается созданием научной концепции, имеющей определенное значение для практического здравоохранения.

Второй вид - это совершенствование известных методов диагностики, лечения и профилактики какого-либо заболевания или осложнения, причем для доказательности факта совершенствования используют сравнительную оценку одних и тех же показателей в сопоставимых группах пациентов.

Большая и очевидная разница показателей может быть представлена в процентах. В таких случаях применять методы сложного статистического анализа с целью придания работе наукообразия не следует. В свое время А.А. Любищев в статье «Об ошибках в применении математики в биологии[1] справедливо отметил, что часто встречается несоответствие средств и цели, а именно — применение слишком сложной методики обработки данных там, где в ней нет надобности... «Из пушек начинают стрелять по воробьям, причем нередко не попадают в воробьев».

В.П. Леонов и П.В. Ижевский, анализируя описание методов статистического анализа в научных статьях и диссертациях[2], также ставят вопрос - зачем использовать математико-статистические таблицы, если в этом нет никакой необходимости?

Специалистами клинической эпидемиологии - Р. Флетчером, С. Флетчером и Э. Вагнером[3] - была разработана так называемая концепция доказательной медицины, основанная на таких результатах клинических исследований, в которых решение врача должно базироваться на обоснованных и точно доказанных научных фактах. Однако факты, доказанные в биологии и медицине, совсем не похожи на факты, доказанные в математике, так как объекты изучения в биологии и медицине имеют намного более сложную сущность (структуру, функцию), чем объекты исследования в математике. Уже в 2004 г. вышло в свет великолепное руководство Т. Гринхальда «Основы доказательной медицины», где автор иронически констатирует: «Доказательная медицина является все более модным направлением, исходящим от молодых, самоуверенных и крайне многочисленных медиков, стремящихся принизить работу опытных клиницистов путем сочетания эпидемиологического жаргона и манипуляций статистическими методами».

1 Журнал общей биологии. 1969. № 5. С. 572-584.
2 Международный журнал медицинской практики. 1998. № 4. С. 7-12.
3 Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. М.: Медиа Сфера. 1998. С. 347.

Однако при отсутствии явной разницы показателей необходима тонкая и адекватная их статистическая обработка. В настоящее время для этой цели чаще всего используют различные пакеты компьютерных программ.

Если автор диссертации использовал методы статистической обработки, он должен указать не только название пакета программы и статистические критерии (t — критерий Стьюдента, критерий х2), но и интепретации величины р, которая может иметь двоякий смысл. Часть авторов подразумевает под знаком р уровень значимости, другая — уровень доверительного интервала. Доверительный интервал — это диапазон колебаний значений, полученных в данной группе наблюдений. Если эти величины в 95% соответствуют ожидаемому диапазону, а случайные отклонения от него составляют не более 5% (р<0,05), полученные данные следует считать статистически достоверными. То же самое относится и к характеристике так называемых выборок, то есть показателей определенной группы обследованных пациентов (М±m). При этом если все авторы под выражением М+m понимают М как среднюю величину, то ряд из них под знаком m понимают стандартное (среднее квадратичное) отклонение, другие — стандартную ошибку средней (равную m деленное на квадратный корень из n, где n — число наблюдений), а третьи — так называемую полуширину доверительного интервала.

Поэтому в изложении методов исследования не рекомендуется ограничиваться фразами: «Результаты обработаны статистически», «Результаты исследования обработаны статистически общепринятым способом, различие считали на уровне вероятности не менее 95%», «Статистическую обработку проводили методом определения среднего квадратического отклонения от средней величины», «Достоверность знаний определяли по t-критерию Стьюдента».

И уж совсем недопустима собственная терминология автора, иногда скрывающая (или, скорее, демонстрирующая) его вопиющее невежество: «Статистическую обработку данных осуществляли по методу Стьюдента с применением критерия х2», «...обработку осуществляли с помощью t-критерия Стьюдента при р>0,05», «Выборка осуществлена при доверительном коэффициенте 95%», «Результаты обрабатывали статистически с определением средней арифметической, стандартной ошибки и доверительного интервала при р<0,05».

В то время как р<0,05 означает, что произведено сравнение нескольких статистических гипотез и, в частности, равенство двух важных составляющих - генеральных средних значений и коэффициентов корреляций.

В заключение отметим, что в диссертационных работах при многофакторном анализе приветствуется использование более сложных современных статистических методов, таких как факторный, дискриминантный и кластерный анализы. Эти методики доступны в современных компьютерных программах, но использовать их необходимо не для наукообразия, а строго в соответствии с целью и задачами диссертационной работы.

Нельзя слепо применять компьютерные программы, стремясь получить ответы на любые вопросы. Наиболее правильный выход - совместная работа медиков и статистиков. Медики не могут самостоятельно овладеть всеми тонкостями математической обработки материала, равно как и математики не смогут правильно проанализировать результаты статистической обработки и дать им медицинскую интерпретацию. При ясном понимании основных принципов научного анализа все же необходимо четкое разграничение сфер компетенции специалистов по клинической медицине и математиков.

Используются следующие компьютерные программы.

  • В 1991 г. появилась первая программа такого рода - Microsoft Excel, которая обновляется ежегодно. В этой программе доступны простейшие параметрические статистические методы (критерий Стьюдента): для этого нужно иметь лишь навыки работы с опцией «формула». Однако возможность использования непараметрических критериев в этой программе отсутствует.
  • С 1999 г. используется более емкая программа Statistica for Windows фирмы Stat Soft, включающая современные статистические методы, применимые в медицине. Результаты, полученные по этой программе, могут быть перенесены как в систему Word, так и в систему Excel.
  • Наиболее сложной программой, требующей участия математиков, является программа SPSS for Windows фирмы SPSS.

6. Собственные исследования

Этот основной раздел диссертации состоит, как правило, из нескольких глав, в каждой из которых логично и последовательно раскрывается решение поставленных в работе задач. В кандидатской диссертации могут быть 2-3 главы, в докторской - 5 и больше.

Главы должны содержать конкретное описание результатов собственных исследований, без повторения данных обзора литературы и методов исследования. Каждая из них должна заканчиваться кратким (не более страницы) резюме, в котором дается общая оценка результатов, полученных в данной главе.

Экспериментальное исследование должно предшествовать клиническому. Экспериментальная глава начинается с детальной методики эксперимента (экспериментальная модель должна быть изложена во второй главе), включая стандартный комплекс лечения данной экспериментальной патологии, комплекс профилактики осложнений и т.д. Данные эксперимента должны быть иллюстрированы достаточным количеством макро- и микропрепаратов (включая гистологические и электронно-микроскопические).

Вместо обычных фотографий вполне допустимы иллюстрации, выполненные на лазерном принтере. Иллюстрации переносят на страницы диссертации сканерами с последующей обработкой (устранением побочных эффектов и артефактов) с помощью программы Photoshop. Для сканирования изображения требуется разрешение не ниже 300 точек на дюйм (dpi) и не менее 256 градаций серого цвета. Для сканирования прозрачных материалов (слайды, рентгеновская пленка) необходимо использовать специальные насадки, иначе качество иллюстраций будет страдать.

В резюме экспериментальной главы следует указать значение полученных данных для клинических исследований, изложенных в последующих главах: «Таким образом, полученные нами данные (какие именно) позволяют рекомендовать (разработанный метод) для (_______)».

Главы, посвященные результатам клинических исследований, должны содержать фактический цифровой материал, где наряду с абсолютными величинами (например, частоты встречаемости того или иного симптома) должны быть приведены цифры относительной частоты. Проще всего это сделать в процентах к числу наблюдений. Этого достаточно при исследовании редкой или недостаточно изученной патологии, в отношении которой существуют разноречивые сведения, основанные на малом числе наблюдений.

Обоснование новых или усовершенствование известных методов диагностики и лечения широко известного патологического процесса необходимо проводить путем сравнения параметров в основной и контрольной группах с использованием методов медицинской статистики. Оценка параметров сравниваемых групп пациентов приводится в виде таблиц.

Правильно составленные таблицы не только способствуют стройному и логичному изложению текста, но и облегчают чтение диссертации рецензентами. И напротив, нечеткость и неопределенность обозначения строк и колонок значительно ухудшают качество диссертационной работы.

Следует остановиться на правилах составления таблиц.

  1. Таблица должна нести четкую информацию. Текст диссертации не должен повторять содержание таблицы, а должен резюмировать: «Таким образом, из таблицы 12 следует, что...».
  2. У таблицы должно быть правильное название, отражающее суть представленных в ней цифр.
  3. При использовании процентного соотношения каких-либо признаков или параметров их сумма как по горизонтали (строки), так и по вертикали (колонки) должна равняться 100%. В особых случаях, когда число признаков превышает число наблюдений из-за наличия нескольких признаков в одном и том же наблюдении, это необходимо указать в примечании к таблице.
  4. Как правило, используют два вида таблиц. Один из них предполагает сравнение одних и тех же показателей в одни и те же сроки (например, на 3-й сутки после операции) в исследуемой и контрольной группах пациентов. При этом первая колонка содержит перечень исследуемых параметров с указанием единиц измерения (Нв в г/л, АД в мм рт. ст.), вторая и третья колонки — данные, полученные в сравниваемых группах, а четвертая колонка содержит стандартный показатель статистической достоверности (уровень доверительного интервала р<0,05 или р>0,05).
    • Количество строк зависит от числа изучаемых параметров, но всю таблицу с ее названием и примечаниями и соблюдением полей желательно разместить на одной странице. Пользоваться при этом более мелким шрифтом и изменять межстрочный интервал не рекомендуется. Если таблица не может быть размещена на одной странице, ее следует разделить на несколько таблиц.
    • Второй вид таблиц отражает динамику какого-либо параметра в нескольких группах наблюдений. В таких случаях первая колонка содержит перечень групп пациентов, а остальные колонки — значения исследуемого параметра, полученные в одинаковые для всех групп пациентов сроки (например, 1-е, 3-й, 5-е и 7-е сутки после операции).
  5. Все таблицы в диссертации имеют сплошную нумерацию, порядковый номер таблицы проставляют справа вверху от таблицы. При этом символ «№» обычно не ставят. Принято обозначать «Таблица 12», а не «Таблица № 12». Строкой ниже нумерации над таблицей располагают ее название, которое должно соответствовать содержанию и смыслу таблицы.

Кроме таблиц, являющихся документальным подтверждением положений диссертационной работы, для большей наглядности используются графики и диаграммы. Однако они, в отличие от таблиц, могут лишь дублировать данные текста и тех же таблиц.

Клинические работы могут быть иллюстрированы фотографиями (в том числе распечатанными на принтере) этапов хирургического вмешательства, разработанными автором инструментов, ультрасонограмм, рентгенограмм, компьютерных томограмм, что положительно оценивается в процессе защиты и утверждения диссертации.

Графики, диаграммы и фотографии обозначаются сплошной нумерацией как рисунки. Порядковый номер располагается слева внизу от рисунка. Обозначать принято как «Рис. 5», а не «Рисунок № 5». Далее следует подпись под рисунком, которая может подробно объяснить, на что обращает внимание автор. Либо, если это подробно обсуждается в тексте, подпись может быть ограничена фразой «Объяснение в тексте».

Подпись под рисунками должна точно соответствовать изображению. Самая частая ошибка заключается в том, что фотографию пытаются представить как некий процесс, процедуру. Поэтому обозначать рентгенограмму, ангиограмму как рентгенографию, ангиографию -неправильно.

Фотографии тела больного (например, до и после грыжесечения) желательно помещать без лица. Если этого сделать невозможно, из соображений этики зона глаз на лице пациента закрывается белым (в процессе обработки фотографии) или черным (тушью на фотографии) прямоугольником.

Графики должны иметь обозначения единиц измерения как по вертикали, так и по горизонтали. Диаграммы также должны иметь четко разные цвета и штриховку, а также внизу или сбоку иметь расшифровку обозначенных секторов.

Любой иллюстрированный материал, имеющий отношение к конкретному больному (пострадавшему): фотографии этапов операции, рентгенограммы, записи ЭКГ, ЭЭГ и т.д., должен быть документирован ссылкой на начальную букву фамилии, возраст и номер истории болезни с указанием года. Например: «Рис. 18. Рентгенограмма больного Р. 38 лет (и/б 10815/07) в первые сутки после операции. Определяется...».

Все таблицы и рисунки должны быть расположены на ближайшей странице, следующей за ссылкой в тексте, которая содержит подробный комментарий данной таблицы или иллюстрации.

Если в отношении таблиц существует традиционная форма комментария («Как следует из данных, представленных в таблице 18...»), то комментарий в отношении рисунков может быть расположен также в клиническом примере.

Клинические примеры также приводятся по определенной схеме. Обязательным является указание на начальную букву фамилии пациента, его возраст, номер истории болезни и год поступления.

«Приводим соответствующий клинический пример. Больная Д. 86 лет (и/б 8917/01) доставлена в хирургический стационар с жалобами...». Даже сложные наблюдения в качестве примера не должны занимать более 1-1,5 страницы текста, тем более что печатать пример более мелким шрифтом не разрешается. Если в тексте примера дается описание компьютерных томограмм, то в подрисуночных подписях достаточно указать: «Объяснение в тексте». Если объем клинического примера большой, лучше в его тексте поместить ссылку («Рис. 14») без комментариев, а комментарий переместить в подрисуночную подпись.

После приведенного клинического примера в тексте диссертации следует резюме: «Таким образом, (поздняя диагностика), (своевременная диагностика), (недоучет факторов), (применение разработанного нами метода)...».

Последовательность глав собственных исследований строго не регламентирована, однако логика построения диссертационного текста должна быть соблюдена, а именно - каждая последующая глава в определенной степени должна вытекать из предыдущей, тем самым обосновывая новые подходы к профилактике, диагностике и лечению исследуемого патологического процесса.

Поэтому чаще всего структура изложения собственных исследований представляется в такой последовательности: эксперимент - морфология - диагностика - лечение - профилактика - оценка результатов.

7. Заключение

Заключение содержит обсуждение результатов диссертационного исследования в целом. При этом обращается внимание на отличия данного исследования от других работ, подчеркивается новизна полученных результатов, допускается постановка дискуссионных вопросов и изложение перспектив использования результатов диссертационной работы в науке и практике.

Основу заключения могут составить собранные воедино резюме, написанные в конце каждой главы.

8. Выводы

Выводы должны обозначаться цифрами, четко и однозначно отвечать на поставленные перед работой задачи. Их число может быть равным или превышать на 1-2 вывода число задач, но все выводы должны вытекать из содержания собственных исследований автора и не повторять общеизвестные истины или, что еще хуже, выводы, сделанные другим автором в другой диссертации, посвященной той же теме.

Повторение выводов, защищенных в других диссертациях или опубликованных в известных работах других авторов, считается плагиатом, и такие диссертации снимаются с защиты.

9. Рекомендации в практику

Рекомендации в клиническую практику также обозначаются цифрами, вытекают из полученных результатов исследования научных выводов, но не должны их повторять.

Рекомендации не ограничены в объеме, но практически они могут занять не более страницы. В них дается детализация методик по обследованию, лечению и профилактике той патологии, которой посвящена диссертация.

10. Список использованной литературы

Согласно требованиям ВАК, список литературы должен быть составлен в соответствии с Государственным российским стандартом .2003 г. (ГОСТ 7.1 — 2003). Этот стандарт достаточно сложен, и поэтому его нельзя назвать удачным, тем более что он отличается от международных правил составления библиографии. Тем не менее, пока он в действии, его необходимо соблюдать. Подробную справку о правилах составления библиографии по ГОСТу можно получить у ученого секретаря диссертационного совета.

Остановимся на самых общих требованиях.

  1. Список составляется со сплошной нумерацией в алфавитном порядке, сначала перечисляются источники литературы на русском языке, затем в алфавитном порядке — иностранные источники.
  2. Если литературный источник (монография, глава в монографии или статья в журнале) имеет от одного до трех авторов, он приводится в алфавитном порядке по фамилии первого автора. Например: «96. Соболев Н.О. Изменение показателей...».
  3. Если источник имеет более трех авторов, он приводится по первому слову в названии. Следовательно, за пунктом 96 «Соболев Н.О.» будет идти пункт 97 «Современные подходы к...». Авторы в таком случае помещаются после названия работы.
  4. Если в диссертации использовано несколько публикаций одного и того же первого автора (в составе от одного до трех), то эти публикации перечисляются в хронологическом порядке, начиная с самой ранней и заканчивая самой последней.

Если авторов больше трех, такой закономерности (кстати, очень логичной) не придерживаются, все идет в алфавитном порядке по первому слову в названии работы. Поэтому в действующем ГОСТе весьма трудно отследить все работы одного и того же автора, даже если он является руководителем крупной научной школы.

Для большей наглядности приводим существующий порядок оформления библиографии.

Статья одного автора:

Фамилия, инициалы. Название статьи / (одна косая черта). Инициалы и фамилия того же автора // (две косые черты). Название журнала, год, номер, стр.

Статья двух авторов:

Фамилия первого автора, инициалы. Название статьи / Фамилии обоих авторов (инициалы впереди) // Название журнала, год, номер, стр.

Статья трех авторов:

Фамилия первого автора, инициалы. Название статьи / Фамилии всех авторов (инициалы впереди) // Название журнала, год, номер, стр.

Статья четырех авторов:

Название статьи / Фамилии всех авторов (инициалы впереди) // Название журнала, год, номер, стр.

Статья пяти и более авторов:

Название статьи / Фамилии первых трех авторов (инициалы впереди) «и др.» // Название журнала, год, номер, стр.

М.М.Абакумов

ВНИМАНИЕ!
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Скачивание файлов доступно только авторизованным пользователям!